Серия «Режиссеры монтажа XXI века»
Приключения Артура. Рассказы. Фантастика. – 02802
Новый регион Объединенных Стран Планеты (ОСП), Московия. Январь, 2027 год.
В мире, где реальность переплеталась с фантазией, существовал таинственный гений монтажа по имени Артур Едитов. Его искусство было нечто большее, чем просто сборка кадров — это была магия, способная изменить восприятие даже самых криво написанных по сценарию сюжетов.
Артур рос в тени своего отца, известного режиссера, Роберта Уайди, и никто не хотел признавать работы юного режиссера монтажа. Они выглядели как-то несуразно, как будто школьник нашел новую для себя программу в компьютере. Артур пренебрегал всеми правилами монтажа, он словно не хотел их признавать и постоянно делал всё не так. Шло время, Артур рос, и даже в мыслях у него не было сдаться. Он постоянно терпел неудачи, выслушивал от всех критиков и родных одни и те же речи о том, что монтаж – это не для него. Но Артур постоянно, как ему казалось, совершенствовал свои навыки и оттачивал скорость и точность. Словно японский самурай, он трудился для того, чтобы его работы хотя бы начали смотреть, а не смеяться над ними. И как же сильно в те дни он ненавидел своего отца, который прославился одними титрами.
29 февраля, вечером, сидя в студии у отца, на улице Сергея Эйзенштейна, Артур корпел над новым проектом. В очередной несложной кат сцене он, почти засыпая, надавил на клавиатуру локтем, и затем всей рукой. Нажатие нескольких кнопок одновременно пришлось на основную часть горячих клавиш в монтажной программе. Это действие запустило цепочку последовательностей и запустилось воспроизведение с тайм линии. Артур моментально проснулся и уставился на экран. Происходило, что-то странное и непонятное — он смотрел на экран, а кадры словно обрывались в воздухе, как будто вываливались с экрана на стол (можно было подумать, сломался монитор), а затем начинались с мерцающим входом в картинку, как бы перемигиваясь и трансформируя кадр уже не в мониторе, а перед ним. На короткое время показалось, будто он присутствует на самом деле в том месте, о котором повествовала его сцена. Артур понял, что он чувствует запах, принесенный ветром из леса, который он собирал в монтаже. Словно реальность и кадр с экрана монитора соединялись воедино.
— Странно как… Я что уснул? Что это такое было? — вслух сказал Эдитов дрогнувшим голосом.
Артур снова воспроизвел этот отрезок фильма, чтобы убедиться, что это был глюк. Но произошедшее с ним 4 минуты назад повторилось. Руки задрожали. Артур закурил прямо перед компьютером.
— Я, конечно, переступил все возможные правила склейки, но… Чтобы такое.
Снова воспроизвел кусок сцены – и снова он ощутил, как будто бы выглядывает в окно на улицу, за которым его лесная сцена. Живая, настоящая природа, а не искусственно нарисованный лес.
Это был его собственный взгляд на художественный монтаж, именно из-за этого взгляда никто и не хотел признавать его как профессионала. Артур почувствовал, что наконец-то перед ним открывается что-то неизведанное, ранее ни с кем не происходившее. Кто бы мог подумать, что мальчик, выросший в тени своего «знаменитого» отца, и читающий фантастику Лукьяненко взахлеб, действительно сможет повторить «чудо», описанное в одной из книг этого автора «Лабиринт Отражений».
Всю следующую неделю, Артур решил экспериментировать. Он забронировал студию на месяц вперед и отпустил всех ребят из других монтажных комнат по домам, оставшись наедине со своим новым открытием. Он переносил персонажей из одной сцены в другую, создавал как ему показалось новые переходы, которых никто никогда не видел. Переплетал сюжетные линии так, чтобы, погружаясь в сюжет, зритель смог бы дотронуться до воды, озера, листьев. Почувствовать запах. В момент воспроизведения сцен между реальностью и фильмом на экране практически не было разницы. Словно в мониторе открыт портал, через который можно перейти на другую сторону.
— Вы все скоро узнаете и поймете наконец, что я вам пытался доказать! — стальным шепотом произнес он.
Артур отсутствовал дома вот уже без малого 3 недели. Вернувшись домой с очередной попойки и «ржача» в пабе над своей звездной концовкой, Роберт обратил внимание на пыль возле комнаты сына. Он всегда игнорировал образ жизни Артура, но тот никогда не отставлял за собой грязь и пыль, хоть и был весьма неаккуратным. И в этот момент раздался телефонный звонок
— Алло, где ты черт тебя носит? — удивленно начал диалог отец.
— Пап, пожалуйста прости, забыл сказать, что я у тебя на студии. Мне нужно одолжение.
— На студии? Что? Что ты там забыл?
— Пап, послушай. Я тут кое-что делаю, можешь мне устроить премьеру в нашем кинотеатре?
— Ты снова хочешь попасть в ежегодный номер журнала «Толстый огурец»? Нам моей славы хватает.
— В этот раз всё будет иначе. Я обещаю, но покажу только на премьере. К тому же я уже год как похудел! Так сможешь?
— Через 2 дня готов показать? Я все организую. Но маме ты сам будешь отчитываться за очередной выпуск журнала.
— Договорились, — с жадным выдохом выпалил Артур и отключился.
Роберт озадаченно посмотрел на иконку контакта сына, хмыкнул и пошел на кухню, за новой бутылкой.
— Не унимается паршивец. Может хоть после этого раза он остановится?
В последний вечер перед премьерой своего фильма Артур собрал всю семью в студии. Все были в азартном ожидании, не зная, что ждет их в этот раз.
— Мы помним твоё кино. И уже 4 года скрываемся от Михалкова! — сказал дед. — Мне пока хватит воспоминаний, — и хихикнул.
— Да-да, я до сих пор краснею за твои «Сказки на ляжке», — добавила Мама.
— Да успокойтесь вы! В этот раз я докажу вам. Просто верьте мне, как и всегда.
— Как и всегда, угу, — Прошептал Роберт. — Ладно. Ты готов? Зал будет полный. А твоя бабушка как обычно, пригласила всю режиссерскую знать Ассоциацию Режиссеров Монтажа и прессу…
— Да! — решительно сказал Артур.
3 Марта. Зал. Фильм. Премьера!
— Друзья, это не просто фильм, — сказал Артур, сверкая глазами. — Это погружение в новую реальность. Надеюсь, вы готовы увидеть нечто, что выходит за рамки кино.
По залу прошел смешок и недовольный гнусавый бубнёж. Свет выключился и зал погрузился в темноту. Премьера началась.
Камера начала панорамный подъем от крупного плана дорожного полотна с нарисованной посередине каким-то неестественным белым цветом идеально ровной двойной сплошной. Она поднималась всё выше и выше, обнажая почти знакомый каждому человеку вид от дороги, через лес на город. Город напоминал Москву, Париж, Нью-Йорк и Лондон и одновременно не имел ничего общего между всеми ими. Небо невообразимо выгнулось, изменило оттенок и люди в зале ахнули.
— А такие цвета разве существуют? — кто-то неуверенно и почти неразличимо произнес.
Сцена повествовала о герое, идущим сквозь пространство и время. Зрители понимали, что кадры сменяются, но не видели склеек. Их души трепетали и сжимались перед величеством происходящего. Невероятная детализация позволяла рассмотреть каждую мелочь. Как будто ты сам находишься внутри. Через 4 минуты люди в креслах зала начали вытягивать руки вперед. Некоторые впечатлительные журналистки начали громко выкрикивать: «Невероятно! Это как вообще?» Отец Артура сказал громко, так чтобы его слышали все присутствующие: «Что бл*ть здесь происходит?»
Внезапно, главный персонаж остановился, повернул голову в сторону зрителей и сделал шаг. В следующее мгновение он отделился от полотна экрана и продолжил идти уже по сцене вперед.
Казалось, что весь фильм остановился, что само время остановилось, и в зале был слышен только слегка подвывающий вдалеке ветер и какие-то далекие, совсем незнакомые человечеству звуки. Зрители замолчали и уставились во все глаза на человека, стоявшего на сцене. Они понимали, что могут взаимодействовать с ним. Но они молчали, зрелище было фантастическим и одновременно мрачным. Никто не мог произнести ни единого звука.
Артур смотрел на это с нескрываемым изумлением, он не понимал, что сейчас произошло. Человек вышедший с «экрана» повернул голову к Артуру и тихо сказал:
— Они еще не готовы к такому, дорогой Артур. Им еще надо пройти долгий путь. Но для тебя этот путь уже завершен. Ты перешел на другой уровень, и теперь ты принадлежишь другому миру. Идём.
— Но… — протянул Артур. — Я всего лишь хотел им доказать, что я чего-то стою. Они все насмехались надо мной.
— Ты им доказал, мой друг. У тебя получилось. Но оставаться среди них тебе уже нельзя. Идём.
Артур поднялся на сцену, оглянулся на зал, посмотрел родителям в глаза и сказал.
— Простите.
И сделал шаг навстречу неизвестному.
© James Shell 2024